Братья-прорицатели
Было не было, а лучше бога никого не было. Жил однажды царь, и было у него три сына. Все его сыновья были ясновидящими, прорицателями.
Вот царь, состарился, почувствовал приближение смерти, позвал своих сыновей и сказал им:
— О дети мои! Я состарился и скоро умру. После меня останется много всякого добра и богатств. Вы поделите все между собой по справедливости, а если заспорите, поезжайте в такой-то город к моему брату — вашему дяде, он вас рассудит.
Вскоре царь покинул этот мир. Его обмыли, надели на него саван, отнесли на кладбище и похоронили. На третий день сыновья справили по отцу поминки. Потом справили и седьмицу.
А потом настал сороковой день, и его тоже отметили. Затем сыновья собрались, чтобы поделить имущество отца. Стали они его делить и заспорили: Старший брат и средний говорят: надо делить поровну, а младший требует себе большую долю, дескать, я дольше вас проживу, мне, стала быть, и добра больше надо. По справедливости, мол, так должно быть.
Спорили они, спорили — никак не могли поладить. Тогда младший брат и говорит:
— Наш отец завещал нам пойти к нашему дяде за советом, если мы начнем спорить друг с другом. Пойдем, он вас рассудит.
Братья с ним согласились.
Оседлали трое царевичей коней, сели верхом и направились в путь — спиной к городу, лицом к белому свету.
Вот едут они, едут, много ли, мало проехали — дорогу им пересёк след верблюда.
Посмотрели они на этот след, не слезая с коней, и двинулись дальше.
Едут дальше, и встречается им по дороге какой-то человек. Братья поздоровались с ним, и этот человек спросил:
— Вы не видели на дороге верблюда? У меня верблюд потерялся.
— Твой верблюд был слеп на один глаз? — спрашивает старший брат.
— Да, — отвечает человек.
— Половина груза была мед, половина — патока? — спрашивает средний брат.
— Да, — отвечает хозяин.
— На верблюде сидела беременная женщина?
— Да, — отвечает хозяин. — Где же он?
— А мы его не видели, — говорят царевичи. — Вон там след есть, иди по следу, может быть, его догонишь.
— Как это так?! — спрашивает тот человек. — Вы его не видели, а все про него знаете. И какой он сам, и какой на нем груз, и кто на нем сидит! Вы его, видно, куда-то угнали, а теперь говорите, что не видели.
— Нет, — говорят братья, — мы ясновидящие.
А хозяин все требует у них своего верблюда, никак не хочет им поверить.
— Пойдем к царю, — кричит, — пусть он нас рассудит.
— Ладно, — отвечают царевичи.
Отвел он их к царю. Они приветствовали царя, и царь спросил:
— Какое у вас ко мне дело?
Хозяин верблюда заговорил:
— Я потерял верблюда, а вот эти люди, которых я встретил на дороге, рассказали мне все его приметы. И что он слеп на один глаз, и что груз на нем — мед и патока, и что сверху сидит беременная женщина. А когда я их спрашиваю, где же сам верблюд, они отказываются, говорят, что не видели его.
Царь спросил их:
— О юноши, кто вы и почему вы так поступаете?
— Мы — сыновья такого-то царя, идем туда-то. Мы видели след верблюда, а больше ничего не видели. А все его приметы, мы сказали хозяину потому, что мы ясновидящие.
Царь, узнав, что перед ним три царевича, велел их отвести в покои и принять с почетом. А тому человеку говорит:
— Приходи завтра в полдень. Сегодня я приму их как гостей и все про них разузнаю, пойму, кто они такие на самом деле. Обманывают они нас или в самом деле у них такой дар есть.
Наступил вечер, царь велел поварам сварить плов. Они сварили жирный плов и отнесли царевичам. Царевичи стали есть, а царь вышел в соседнюю комнату, притаился у стены и слушает, о чем они будут говорить.
Старший брат говорит:
— Плов очень вкусный, да что толку! Мясо-то в нем есть нельзя, оно поганое!
Средний брат говорит:
— Царь сильно старался, чтобы нас получше покормить, а пользы мало. Хлеб-то вкусный, да есть в нем изъян: вырос он на костях мертвецов.
Младший брат сказал:
— Царь — добрый человек, но только он вовсе не царь. Отец у него не был царем, и мать не была царицей. Он сын пастуха.
Как только царь это услышал, он пошел, разбудил свою мать и спрашивает ее:
— Мать, скажи мне всю правду: чей я сын?
— Ты — сын царя, — ответила мать.
— Нет, это неправда, — говорит царь, — ты скажи правду!
Как сын ни уговаривал мать, она продолжала упираться.
Наконец он закричал:
— Если ты мне не скажешь правду, я зарублю тебя мечом!
Выхватил меч и замахнулся на нее. Тогда она заговорила:
— Ты не сын царя, ты сын пастуха. Когда был жив твой отец, бог не давал мне сыновей — у меня рождались одни дочери. И однажды, когда у меня опять родилась дочь, я за сто туманов обменяла ее на крестьянского сына, родившегося в тот же день. Это ты и есть. Я тебя вырастила, сделала царем, что тебе еще нужно? Теперь я тебе все сказала, оставь меня.
Царь ушел к себе в покои и лег спать, а наутро велел позвать того пастуха, у которого брали барана на мясо для плова. Пастух пришел, и царь спросил его:
— Ну-ка, пастух, говори правду, что это за барашка ты мне прислал на мясо?
— О царь, — ответил пастух, — делай что хочешь, казни или милуй, я скажу тебе всю правду. Одна из моих овец принесла двойню, двух ягнят. А время было засушливое, травы было мало. Ну я у овцы было мало молока, она не могла прокормить двоих ягнят. А у меня была собака, она как раз в это время ощенилась, и я подбросил ей одного из этих ягнят. Она его выкормила, он вырос крепким и здоровым. Когда у меня потребовали, чтобы я отправил барана к царскому двору, я выбрал именно его.
Царь отпустил пастуха и потребовал к себе стольника:
— Скажи мне, откуда та пшеница, из которой был вчерашний хлеб?
— О ты, кому поклоняется мир! — ответил тот. — Хочешь — казни, хочешь — милуй, а дело такое. Было одно кладбище. Как-то случилось наводнение, и кладбище затопило. Потом вода ушла, а кладбище стало зарастать травой. Когда оно совсем заросло, его распахали и посеяли на нем пшеницу. Хорошая пшеница выросла — по грудь ростом, зерно крупное, твердое. Я и приказал послать эту пшеницу царю на хлеб.
— Ладно, иди, — говорит царь.
Стольник ушел, а тут вскоре пришел хозяин верблюда. Приветствовал царя и спросил:
— Ну, что ты узнал о моем верблюде?
Царь ответил:
— Иди, ищи своего верблюда сам, иди за ним следом — царевичи его и вправду не видели.
Хозяин верблюда отправился искать след верблюда. Царь же сказал царевичам:
— Мне предсказали, что три дня и три ночи мне надо остерегаться опасности. Оставайтесь здесь на три дня, я вижу, что вы сумеете меня уберечь.
Ну, братья согласились. В первую ночь царя стерег старший брат. Всю ночь бодрствовал — ничего не случилось.
Во вторую ночь пошел караулить царя средний брат. Ночь настала, все было тихо, так и прошло время до утра.
На третью ночь остался караулить царя младший брат. Было около трех часов ночи, когда он увидел, будто два-три светильника с каким-то шорохом приближаются ко дворцу. Посмотрел — а это дракон ползет, подбирается к царским покоям. Он выбежал, выхватил меч, подбежал к дракону и одним ударом разрубил его пополам. Тушу дракона спрятал в кустах, а сам пошел спать к царскому ложу. Стал он тут вытирать меч от крови дракона. Только вытер — а царь проснулся и видит: царевич стоит с обнаженным мечом возле него. Царь перепугался: мол, этот царевич хочет меня убить — и больше заснуть не мог. Так и не заснул, до самого утра. А царевич, когда рассвело, ушел к своим братьям и говорит: так, мол, и так, ночью приполз дракон, я его убил. А теперь нам надо собираться и идти дальше.
— Ладно, — говорят братья. — Пойдем скажем об этом царю.
Пришли они к царю и говорят:
— У нас впереди дальняя дорога, пора нам уходить.
А царь отвечает им:
— Вы двое идите, а вашего младшего брата я казню.
— 3а что ты его казнишь? — спрашивают старшие братья.
— Он хотел меня убить, — говорит царь.
— Не убивай его, — сказал старший брат. — Если убьешь — раскаешься так же, как когда-то один царь из-за своего говорящего попугая, да будет уже поздно.
— А как было с тем царем? — спрашивает царь.
Старший брат начал рассказывать:
«Жил-был царь, у него был говорящий попугай. Ночью сорок разбойников пришли грабить царскую казну. Как только попугай их увидел, он закричал:
— Воры!
Царь проснулся, вскочил с постели, а воры разбежались и попрятались. Царь смотрит — никого нет. Снова лег спать, а разбойники опять пришли. Тут попугай опять закричал:
— Воры!
Царь снова переполошился, вскочил — а разбойники опять разбежались. Царь видит: никого нет. Тогда царь рассердился и свернул попугаю голову. Свернул попугаю голову и лег спать. А сорок разбойников пришли и дочиста ограбили казну царя.
Наутро царь видит — казну ограбили. Стал стенать, воздевать руки к небу, мол, что я наделал, ведь если бы я не убил своего попугая, послушался бы его, разбойники бы в казну не забрались! Раскаялся он, но было уже поздно. Вот и ты, царь, тоже раскаешься, но толку от этого не будет».
— Нет, я не буду раскаиваться, — говорит царь.
Тогда средний брат сказал:
— Нет, царь, ты раскаешься, как тот царь раскаялся из-за своего белого сокола.
— А что с ним произошло? — спросил царь.
Средний брат рассказал:
«Однажды царь со свитой и войском отправился на охоту, а белый сокол сидел у него на руке. Царь погнался за газелью и так потерял из виду свою свиту. Газель не догнал, от войска своего отстал, блуждал, блуждал, наконец так устал, да и жажда его замучила, что решил найти себе место для отдыха. Нашел себе место в тени, думает: «Отдохну-ка я здесь немного, посплю часок». Сошел с коня, привязал его. Посмотрел — со скалы капает вода. У него в хурджине была медная чашка, подставил он ее под капающую воду, а сам лег спать. Подремал немного, очнулся — а чашка уже полна воды. Только он хотел ее взять и выпить — а белый сокол закричал и опрокинул ее крылом. Опрокинул и пролил всю воду.
— Глупая птица, — сказал царь, — зачем ты опрокинула чашку?! И мне пить хочется, и тебя жажда мучит!
Подставил чашку под капающую воду и снова заснул. Открыл глаза, видит: чашка опять полна воды. Только он хотел выпить — снова сокол закричал и опрокинул чашку. Царь рассердился, свернул соколу голову и выбросил его вон. Подставил чашку, подождал, пока она наполнится. Хотел напиться, а потом подумал: «Почему же все-таки сокол расплескивал воду? Поднимусь-ка я наверх, посмотрю, откуда эта вода капает». Поднялся и видит: лежит мертвый дракон, а его кровь и яд смешиваются с водой и потихоньку капают вниз. Стоило бы царю одну каплю этой воды выпить — и он тотчас умер бы. Тогда царь стал раскаиваться, что убил сокола, который хотел его спасти. Раскаиваться-то он раскаивался, да что пользы в запоздалом раскаянии? Вот и ты, царь, раскаешься, да будет поздно».
— Нет, — говорит царь, — я должен его казнить.
Тогда старший брат говорит:
— Какой толк читать суру «Йа-син» на ухо ослу? Это же не царь, а сын пастуха, оттого он и бестолковый такой. Ты, младший брат, покажи ему, что ты сделал!
Младший брат показал царю тушу убитого дракона в кустах и сказал:
— Я убил этого дракона, а потом вытер меч и хотел его вложить в ножны. А зачем мне тебя убивать?
Царь раскаялся, бросился на колени и взмолился перед братьями: мол, простите меня.
Те простили его, он щедро одарил младшего брата, братья распрощались с царем, сели на коней и отправились в путь к городу своего дяди.
Ехали они, ехали и подъехали к его городу. Нашли там одного человека и сказали ему:
— Иди передай царю, что его племянники едут.
Тот пошел, сказал царю: мол, едут царевичи, твои племянники.
Царь вышел им навстречу и с почетом ввел в город. Несколько дней они жили в свое удовольствие, а когда прошло четыре-пять дней, старший брат говорит дяде:
— О царь, мы пришли сюда не есть и не спать, у нас ведь свое царство есть. Мы пришли потому, что наш отец завещал нам перед смертью: «Если между вами возникнут какие-нибудь споры, идите к своему дяде, он вас рассудит». Вот мы тут поспорила, как делить наследство, и пришли к тебе.
— У мени есть дочь, — говорит дядя, — ваша двоюродная сестра. Сегодня вечером идите к ней — она вас и рассудит.
Так и решили. Царевне сказали: мол, сегодня вечером ее двоюродные братья придут к ней. Царевна велела наготовить два них разных яств.
Пришли царевичи, сама царевна сидит за занавеской, служанка и рабы прислуживают гостям. А царевна сделала маленькую дырочку и занавеске и смотрит на своих братьев — она ведь их никогда раньше не видела. Видит — красивые, статные витязи, а младший — лучше всех. И сразу в него влюбилась.
Ну, поели они угощений и начали беседовать. Царевичи говорят ей:
— Царевна, рассуди нас. Стали мы делить наследство, оставшееся после отца, и поссорились. Двое говорят — надо делить поровну, а третий хочет себе большую долю.
— Ваш спор рассудить нетрудно, я помогу вам, — говорит царевна.
— Ну, если можешь рассудить — рассуди скорее, — говорят царевичи, — нам надо уезжать.
— Слушайте, братья, — говорит девушка.
«Жили-были однажды двоюродный брат и сестра. Двоюродный брат был влюблен в свою сестру, а она его не любила, сердце ее не лежало к нему. Однажды девушка эта пошла в баню. Когда она возвращалась из бани, на дорого ее подстерег и схватил какой-то юноша. Девушка ему сказала:
— Не посягай на меня, о юноша! Когда я выйду замуж, я приду к тебе в первую же ночь посло свадьбы.
Ну, и юноша отпустил ее.
Прошло каков-то время, и девушка согласилась выйти замуж за своего двоюродного брата. Она сказала ему:
— Брат мой, я согласна быть твоей женой, но при условии, что в первую ночь после свадьбы ты меня отпустишь, я должна пойти к своему другу.
Брат ответил ей:
— Ладно, на одну ночь куда бы ты ни пошла — иди.
Девушка тогда говорит:
— Ну что ж, готовься к свадьбе.
Сыграли свадьбу, семь суток стучали в бубны, били в барабаны, гремела музыка. На седьмую ночь девушка говорит жениху:
— Брат, верен ли ты своему слову?.
— Да, — говорит он. — Надевай чадру и иди.
Она надела чадру и пошла в дом к тому юноше. Пришла она к его дому, постучала в дверь. Юноша проснулся, встал, открыл дверь и спрашивает:
— Девушка, ты зачем сюда пришла среди ночи?
Девушка ответила:
— Я выполняю обещание, которое дала тебе в тот вечер, когда возвращалась из бани. Я сказала тебе тогда, что приду к тебе в первую же ночь после свадьбы. Вот я и пришла, а теперь поступай, как знаешь!
Юноша говорит:
— Если я дам себе волю, господу это не понравится.
Поднял с ее лица чадру, поцеловал в лоб и сказал:
— Отправляйся к своему жениху!
Отпустил он ее, она пошла к жениху, и они достигли своих желаний».
Затем царевна спросила у старшего из царевичей:
— Если бы к тебе среди ночи пришла невеста другого человека, ты бы отпустил ее?
— Да, — ответил старший брат, — всякий, кто признает бога, должен был бы ее отпустить. Нехорошо посягать на чужое добро.
— Ну ладно, — говорит девушка. — А ты, мой средний брат? Если бы к тебе среди ночи сама, по собственной воле, пришла девушка-невеста, ты бы ее отпустил?
— Да, — сказал он, — я бы ее отпустил, мне чужого не надо.
— Ну, если бы отпустил, то хорошо, — сказала девушка. — Ну, а ты, мой младший брат? Если бы к тебе ночью пришла чужая невеста, ты бы отпустил ее?
— Зачем же мне ее отпускать? — спросил младший царевич. — Я никогда не отказываюсь от куска, который сам мне в рот лезет.
— Значит, ты и хочешь большую долю в наследстве, — говорит девушка. — Возьми вместо этого меня в жены.
Тот сразу согласился.
Царю доложили: мол, твоя дочь выходит за младшего из твоих племянников. Царь благословил их. Семь суток били в барабаны, стучали в бубны, гремела музыка, звучали песни. Они провели там еще десять-пятнадцать дней, а потом погрузили приданое на пятьдесят верблюдов и поехали назад.
Шли, шли, пока не вернулись назад. Вернулись, разделили все наследство поровну. Старший брат воссел на царский престол, а два других брата стали везирами.
Пусть господь так же, как удовлетворил их желания, удовлетворит желания всех мусульман.